«В нашем обществе существует понятие, распространённое суждение, что работа должна быть отдельно от ценностей, должна быть отдельно. В общем, это вписывается в общую такую парадигму, когда мы все носим очень много масок, и каждая маска для своего определённого применения. Для семьи — одна, для работы — другая.
Это не то, что мы унаследовали из Советского Союза, где все должны были носить эти различные маски. Это касается любого общества, и российского в том числе. Но, применительно к человеку, который исповедует, в частности, христианство, вот это понятие разделения своих этих ролей достаточно пагубно. Потому что, прежде всего, неправильно понимается само высказывание Христа: «Богу — богово, кесарю — кесарево».
Значит, соответственно, Богу мы будем отдавать то, что ему положено во время религиозного ритуала, ну, возможно, каких-то своих частных молитв, но всё остальное — это его не касается. Это глубочайшая ересь, очень древняя, которая идёт и восходит к тому, к той идее, что Бог не вмешивается в дела человека. Ему, по большому счёту... Он запустил этот поезд — теперь, ребята, там сами разбирайтесь. Ну вот, в крайнем случае, дал вам свой справедливый закон, и там постарайтесь по ним как-то жить.
Но, на самом деле, разделить, разграничить эти две вещи невозможно потому, что у нас, как у верующих людей, существует двойственная природа. Я ещё раз повторяюсь (этот тезис, который я постоянно везде говорю): мы одновременно являемся гражданами и земного, и небесного царства. Точно так же, как одновременно мы являемся и грешниками, и праведниками во Христе, по вере в него. Разграничивать это невозможно. Это как бы две стороны одной медали.
И, таким образом, моё отношение к Богу в обязательном порядке должно проявляться в моём отношении к работе. Известный принцип протестантизма, о котором Макс Вебер в своё время писал, который сформировал, собственно, и современную западную европейскую цивилизацию, отношение к работе.
Мартин Лютер писал в своё время о том, что человек, будь то пахарь, либо чиновник, либо исполняющий какую-либо другую обязанность (пекарь у себя в пекарне), он может и должен служить Господу тем трудом, в котором находится.
Есть очень правильный и важный принцип, который исповедуют юристы-христиане (да и, впрочем, и любые другие христиане, которые на своём месте стараются честно служить Господу): всё, что ни делаете, делайте, как для Господа. Работаешь ли ты в юридической организации — делай честно свою работу.
Более того, даже когда к Иоанну Крестителю пришли люди и спросили у воина (а их работа была связана с тем, что они получали не только жалование, но и жили, в том числе, и мародёрством), они пришли, и перед ними была дилемма: «А как нам быть? Мы же потеряем реально, часть своего заработка». Он сказал: «Не требуйте больше того, что вам положено. И Бог побеспокоится о вас, позаботится о вас».
И в этом отношении очень важно просто помнить этот принцип, что разграничивать эти два понятия нельзя. И, более того, это опасно для вечной жизни и не очень выгодно — для этой. Потому что правда, в конечном итоге, всегда существует."